Завитаев Алексей Александрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 17841
Орден Ленина № 424958
Завитаев Алексей Александрович – директор Московского машиностроительного завода «Сатурн» Министерства авиационной промышленности СССР.
Родился 15 (28) ноября 1900 года в деревне Лопатино Леонтьевской волости Мологского уезда Ярославской губернии (ныне на дне Рыбинского водохранилища) в семье рабочего лесопильного завода. Русский. В 1909-1911 годах учился в Приселковском двухклассном училище в селе Леонтьевское Мологского уезда Ярославской губернии. В 1912 году поступил учиться в школу, где зимой учился, а летом работал учеником-строгальщиком на лесопильном заводе в городе Рыбинск.
В 1915 году поступил в механико-техническое училище имени М.Е.Комарова, после его окончания в 1918-20 годах работал маслёнщиком, токарем, техником, помощником мастера на автозаводе «Русский Рено», одновременно в 1919-20 годах учился в Рыбинском механическом техникуме на вечернем отделении.
После III съезда РКСМ Рыбинская комсомольская организация направила Алексея Завитаева на учёбу в Ленинградский политехнический институт на механический факультет.
В 1922 году в связи с поступлением на работу в городе Киев, перевелся в Киевский политехнический институт, где учился на вечернем отделении, а днём работал чертёжником на заводе «Большевик», затем в 1923-28 годах — слесарем, контрольным мастером, конструктором на краснознамённом киевском заводе «Арсенал».
В 1928 году инженер-технолог А.А.Завитаев получил перевод на проходящий преобразование из бывшего завода «Русский Рено» в моторостроительный завод № 26 имени Павлова в Рыбинск. В этот период наиболее ярко проявился его талант как специалиста и организатора. За 12 лет, с 1928 по 1941 годы, он прошёл путь от старшего технолога до директора завода. Член ВКП(б) с 1929 года. В 30-х годах дважды был в заграничных поездках: в Германии в 1931 году, США в 1934 году.
С участием А.А.Завитаева на заводе № 26 в Рыбинске был выпущен первый мотор - поршневой М-17. Производилось дальнейшее его совершенствование и разработка различных модификаций. Моторы этого типа в течение 11 лет выпускались и устанавливались на 23 типах и модификациях самолётов, в том числе на 18 серийных. Помимо самолётов, М-17 применялся на танках и торпедных катерах. В 1936 году на заводе началось серийное производство мотора М-100, положившего начало целой серии: М-103, М-105, М-106, М-107 и других, предназначенных для 58 типов и модификаций самолётов. Индекс «М» впоследствии был заменен на «ВК» – по инициалам руководителя ОКБ В.Я.Климова. Семейство «сотых» изготавливалось заводом 10 лет, в том числе и в Великую Отечественную войну.
За большие успехи, достигнутые в выпуске авиационных моторов, А.А.Завитаев в 1935 году был награждён орденом Ленина, в 1939 году — орденом Красной Звезды. В июне 1939 года он был назначен директором авиазавода № 26.
Перед самой войной был командирован в Германию для закупки необходимого станочного парка. Несмотря на запрет Геринга импорта станков для русских, Завитаеву удалось выполнить правительственное задание, и накануне войны в СССР из Германии было поставлено значительное количество станков.
После начала Великой Отечественной войны А.А.Завитаев руководил эвакуацией своего завода из Рыбинска в Уфу на территорию завода № 384. Сюда под его руководством проходила эвакуация заводов № 234 и № 451 из Ленинграда, № 219 из Москвы, а также проектного бюро ЦИАМ (Москва) и конструкторского бюро Добрынина (Воронеж). Исключительно умелое проведение эвакуации Завитаевым было замечено в правительстве.
В конце 1941 года А.А.Завитаев был назначен заместителем наркома авиационной промышленности СССР. На этой должности он занимался эвакуацией предприятий, руководил их восстановлением и всю войну отвечал за серийное производство авиадвигателей. Большую часть времени проводил на заводах, а не в наркомате, решая сложные вопросы и помогая предприятиям авиапрома увеличить свою производительность для фронта. 19 августа 1944 года А.А.Завитаеву было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.
Особенно часто А.А.Завитаев бывал в Уфе, где все эвакуированные авиамоторные заводы были объединены в один, получивший № 26. Только один этот завод за годы войны выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков конструкторов А.С.Яковлева, С.А.Лавочкина, В.М.Петлякова и других. На каждом третьем боевом самолёте стоял уфимский двигатель. Самолёт Як-9У с мотором ВК-107А был признан самым быстрым истребителем Второй мировой войны.
В 1946 году на совещании у Сталина А.А.Завитаев допустил одно неудачное замечание по поводу создания будущего самолёта Ту-4, которое вызвало неудовольствие у "верховного", и Завитаев был смещён с должности заместителя наркома авиапрома, разжалован в "рядовые" директоры.
В директорской должности с его неуёмной энергией и прекрасными организаторскими способностями А.А.Завитаев очень пришёлся кстати в начальный период эры реактивной авиатехники. В 1947 году он был членом делегации советских специалистов в Англию на заводы "Роллс-Ройс" для ознакомления с реактивными двигателями «Дервент» и «Нин».
В начале 1948 года возглавил завод № 300, выпускавший авиадвигатели ОКБ А.А.Микулина. Именно он с заместителем главного конструктора С.К.Туманским, пока Микулин был в отпуске и вопреки его планам, настояли на запуске в серийное производство деталей и узлов двигателя АМ-3, в будущем, как оказалось, лучшего турбореактивного двигателя А.А.Микулина. Под руководством Завитаева впервые в отечественном двигателестроении была освоена и внедрена штамповка лопаток компрессора из алюминиевых сплавов.
С 1950 года завод № 300 выпускал уже следующий двигатель Микулина – АМ-5. 29 августа 1949 года в СССР было успешно проведено испытание первой ядерной бомбы РДС-1. Но единственным самолётом-носителем в Дальней авиации оставался Ту-4 с поршневыми двигателями АШ-73ТК и крейсерской скоростью 500 км/ч. Нужен был новый самолёт, который мог брать до 9 т. В конце сороковых годов в туполевском ОКБ по заданию ВВС прорабатывался дальний бомбардировщик "86" с двумя двигателями Микулина АМРД-02. Но нужно было увеличить тягу двигателей. Появился заказ на разработку газотурбинного двигателя с фантастически большой по тем временам тягой 6-8 тс. Соответственно возросли и габариты. Свою часть работы по "привязке" двигателя АМ-3 к проекту "88" выполнил и перспективный отдел ОКБ завода № 300.
В 1952 году из-за разногласий с А.А.Микулиным был вынужден уйти с завода № 300. Но вскоре его пригласил к себе другой конструктор реактивных двигателей А.М.Люлька. В ОКБ Люльки возглавил опытный завод № 165 (впоследствии Московский машиностроительный завод «Сатурн»).
Под руководством А.А.Завитаева на ММЗ «Сатурн» в 1960-1970-е годы производилась сборка турбореактивных двигателей ОКБ А.М.Люльки: АЛ-7Ф-1 для истребителей Су-7, Су-9 и Су-11 и летающей лодки Бе-10; АЛ-21Ф-3 для самолётов Су-17М, Су-20, Су-24 и МиГ-23Б; а также производились работы по двигателю Д-51 - жидкостному ракетному двигателю, предназначавшемуся для лунного ракетно-космического комплекса Н-1.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1976 года за большие успехи в создании авиационной техники Завитаеву Алексею Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В конце 1970-х годов А.А.Завитаев застал ещё создание военного двигателя четвёртого поколения АЛ-31Ф для самолёта Су-27.
Жил в Москве. Умер 23 сентября 1980 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Награждён 4 орденами Ленина (в т.ч. 29.12.1936, 30.12.1943, 08.07.1976), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (в т.ч. 22.07.1966), орденом Красной Звезды (05.03.1939), медалями. Лауреат Ленинской премии.
Биографию подготовил:
Тренажерах силовых Проводим сильные тренировки на тренажерах силовых, наше производство, надежное железо, довольны. izgotovitel-trenazherov.ru |